Подготовка негабаритного груза к транспортировке – сложный и трудоемкий процесс, который кажется многим заказчикам невозможным. Однако даже при имеющихся проблемах организационного и технического характера эта задача выполнима. Чтобы последующая перевозка тяжелой техники, заводского или энергетического оборудования, а также другого негабарита прошла без нештатных ситуаций и форс-мажоров, следует учитывать следующие ключевые моменты.
На сегодняшний день автомобильная перевозка негабаритных грузов осуществляется следующими способами.
Низкорамные полуприцепы. В сочетании с седельным тягачом это наиболее распространенный вариант для транспортировки негабарита. Низкорамный полуприцеп представляет собой грузовую платформу с погрузочной высотой 0,5–0,8 м без ограничительных бортов, оснащенную откидными аппарелями для погрузки тяжелой техники. По сравнению с типовыми прицепами тралы имеют увеличенный тоннаж (от 20 до 150 тонн) и длину (до 16 метров), а также возможность изменения ширины (с помощью специальных приспособлений погрузочную площадку можно увеличить в поперечном отношении до 3–4 метров).
Специализированные прицепы. Некоторые негабаритные грузы отличаются особой сложностью транспортировки, вызванной большой массой или размерами, значительно превышающими установленные. К ним могут относиться строительные конструкции, трубы или их спайки, турбины электростанций, верхние секции водонапорных башен и т. д. В этом случае используются специальные разновидности низкорамных тралов, имеющих дополнительное усиление осей, механизм удлинения или расширения платформы, дополнительные механизмы для фиксации груза и т. д.
Грузовики. В отдельных случаях транспортировать негабаритный груз можно в кузовах тяжелых грузовых автомобилей. С этой целью перевозимый объект подгоняется под стандартные размеры путем демонтажа его отдельных элементов (например, колес, кабин, отвалов и т. д.). Комплектующие транспортируются отдельно от основной конструкции.
Подготовка негабарита к транспортировке предполагает два основных этапа работ.
Погрузка. В зависимости от наличия у негабаритного груза собственной ходовой части он может быть помещен на грузовую платформу с помощью откидных аппарелей (для самоходных машин) или с использованием подъемного крана (для строительных конструкций, промышленных узлов и т. д.). При погрузке важно учитывать равномерность распределения массы перевозимой техники или оборудования по всей площади полуприцепа, так как перегрузка задних осей трала может вызвать их неисправность. Другим ключевым моментом является высота центра тяжести груза, так как при ее большом значении возможно опрокидывание транспортного состава.
Закрепление (такелаж). Такелажные работы должны осуществляться исключительно силами профессионалов, так это сложный комплекс мероприятий, для которого нужна соответствующая подготовка. Основным требованием к перевозке крупногабаритного груза является его надежная фиксация на погрузочной платформе. Большая масса не является гарантией его неподвижности во время движения, поэтому используются дополнительные средства крепления, такие как стяжные ремни, распорки, регулируемые поперечные планки или надувные пакеты. При фиксации необходимо добиться максимально полной неподвижности груза относительно платформы трала. Проблемой при этом является сложная форма оборудования, снижающая его устойчивость на плоскости.